Р.Н.Даутов

ГОРДЫЙ ТАЛАНТ

Писатель Салих Баттал

Известный прозаик, талантливый поэт и драматург, оставивший неизгладимый след в татарской литературе, свидетель важнейших событий и противоречивых изменений, имевших место в развитии нашего общества в XX в., славный сын татарского народа Салих Баттал (Салихзян Вазыхович Батталов) родился 5 августа 1905 г. в селе Большие Тиганы Спасского уезда Казанской губернии в семье крестьянина-середняка. Его отец Вазых-абзый, кроме земледелия, занимался и кустарными промыслами, был известен в округе как часовой мастер.

Уже в возрасте семи-восьми лет, наряду со взрослыми, Салих участвует хозяйственных работах, помогает матери воспитывать троих своих младших братьев. Ранняя трудовая закалка способствует формированию у него чувства тветственности за свои поступки. Как и принято в многодетных семьях, в доме господствовали строгие порядки: уважительное отношение к старшим, беспрекословное выполнение их поручений. В то же время взрослые считались с мнением детей, младших
членов семьи. "Отец часто советовался с нами, своими детьми, как со взрослыми. Всегда знал цену своим словам и никогда в своих поручениях не повторялся. К дерзким детским шалостям относился весьма строго. За непослушание следовало наказание. Устная форма поручений и отцовская требовательность воспитывали у меня oбыкновенние оперативного исполнения армейских приказов", - вспоминал впоследствии писатель.

Первая мировая война и последовавшая за ней трехлетняя кровопролитная гражданская привели к пагубным последствиям, разорению крестьянских хозяйств. Не было исключением в этом отношении и хозяйство Батталовых. У них отняли лошадь, а старший из сыновей - Галимзян в 1919 г., был призван в Красную Армию. Чтобы как-нибудь продержать семью, Вазых Батталов отправился на заработки в Донбасс, где в течение нескольких лет осваивал профессию шахтера. Голод, постигший Поволжье в 1921 г, усугубил и без того бедственное положение семьи. Стремившийся с детствва к заниям Салих, окончив сельскую начальную школу, приехал в Чистополь и поступил в медресе Шигаб хезрета. Однако учиться ему пришлось недолго - чехи захватили город и медресе было закрыто. Паренек вернулся в родное село. В 1922 г. вместе с семьей старшей сестры Лейли он отправляется в Подмосковье. На новом месте молодого человека никто не ждал с распростертыми объятиями. Салих зарабатывал на жизнь своим трудом. Чем только ни занимался! В частных огородах собирал овощи, работал чернорабочим, свинарем, подпаском (помощником пастуха) в совхозах "Лукино", "Анисимово", "Лесные поляны", разгружал вагоны при Соболево-Щелковской ткацкой фабрике.

Двадцатые годы были временем относительной свободы. Именно тогда модными считались такие лозунги, как "национальное paвноправие", "самоопределение
наций", и т.п. Именно в этот период при заводах и фабриках, где заняты сотни рабочих-татар, организуются клубы во главе со специальными руководителями. Труд последних оплачивался. В этих клубах регулярно проводились вечера, работали кружки, ставились спектакли, выпускались стенгазеты, читались лекции и доклады. Один из подобных клубов функционировал и при Соболево-Щелковской ткацкой фабрике, где работатал С.Баттал. Здесь выпускалась стенгазета "Заря молодежи", в январском номере (1924 г.) которой было помещено первое стихотворение молодого поэта, посвященное смерти Ленина. Уже тогда известный писатель Махмуд Максуд дал этому стихотворению высокую оценку и издал его в московской татарской газете "Эшче" ("Рабочий"). Это было началом литературного творчества
Салиха Баттала.

В 1924-1926 гг. С.Баттал учился на двухгодичных татаро-башкирских общеобразовательных курсах, после окончания которых устроился рабочим на Вербильскую фарфоровую фабрику в Подмосковье.

1927-1935 гг. в жизни С. Баттала - особый период: он полностью посвящает себя военной авиации. Сначала обучается в Ленинградской школе теории Военно-воздушных сил, затем проходит практику в Оренбургской школе воздушного боя (где в свое время воспитывались такие широко известные летчики, как В.П.Чкалов). Учится летать на военных самолетах разных типов. После успешного завершения учебы в течение трех лет служит в авиаотрядах Брянска и Казани. В апреле 1933 г. С.Баттал становится летчиком-испытателем в Специальном конструкторском бюро при Научно-исследовательском институте ВВС. Отряд, в котором служил С.Баттал, состоял из пяти-шести человек. Летчики-специалисты занимались практическим внедрением норм теоретических разработок, испытывали новую технику.
Они внесли заметную лепту в развитие Военно-Воздушных Сил. В том же отряде вместе с С.Батталом служил Михаил Каминский - известный впоследствии советский полярный летчик. В своей книге "В небе Чукотки (записки полярного летчика)", изданной в 1967 г., он подробно анализирует военно-профессиональную деятельность С. Баттала и оценивает его вклад в развитие отечественной авиации очень высоко.

Находясь на военной службе, С.Баттал не забывает и о литературном творчестве, пишет стихи, пьесы. Одним из первых привнес он в татарскую литературу тему героической летной романтики. В 1929 г. в Москве, в Центральном издательстве народов СССР увидел свет первый сборник стихов поэта под названием "Мелодия времени" ("Еллар уыры"). Через два года
издан второй сборник под тем же названием. Одновременно писатель пробует перо и в
области драматургии. В 1928 году написана комедия "Организатор", которая многократно ставилась на сцене Московского центрального татарского рабочего театра. Другая пьеса - "Платок" - была тепло встречена казанским зрителем в постановке Татарского государственного академического театра.

В 1935 г. С.Баттал временно оставляет военную службу, чтобы целиком сосредоточиться на литературном творчестве. В 1935 г. был издан роман "Летчики" ("Очучылар"), а в 1939 г. - научно-популярная книга "В облаках" (hава дингезендэ").

Круг интересов писателя расширяется за счет сельской тематики, становящейся одной из центральных в творчестве С.Баттала. Он остался верен
ей в течение всей жизни. В 30-е годы были написаны многочисленные лирические стихи, баллады, поэма "Мусаллям", драма "Испытание" ("Сынау"), которая была поставлена на сцене ТГАТ.

Однако профессиональная литературная деятельность была прервана войной. Во время Великой Отечественной С.Баттал служил (1941-1945) в частях ВВС Тихоокеанского флота, громил японских милитаристов с воздуха.
Его ратные заслуги отмечены орденами и медалями. В творчестве писателя тематика Великой Отечественной войны во всей полноте и яркости воплощена в поэме "Капитан Гастелло" (1942), повести "Кто восьмой
("Сигезенче кем?") и в патриотических стихах.

Послевоенное творчество Салиха Баттала представлено объемными поэтическими произведениями. Среди них повесть в стихах "По столбовой дороге" ("Олы юл буйлап"), правомерно считающаяся выдающимся
произведением всей татарской поэзии 50-х годов. В ней нашли отражение социальные противоречия послевоенного села. За прямоту и смелость
суждений, нашедших отражение в повести, номенклатурная литературная критика Татарстана пыталась всячески воспрепятствовать изданию
произведения на языке оригинала. Поэтому оно сначала было опубликовано в журнале "Новый мир"в переводе на русский язык. Татарское издание вышло лишь после этого.

Самое крупное эпическое произведение С.Баттала - его роман в "На земле Черемшана" - "Чирмешэн якларында", (1934-1970).

В послевоенных пьесах - "Вокруг одного решения" (1950), "Препятствие" (1959), "О пути" (1960), "Чаепитие" (1969), "Восток и Запад" - во главе угла ставятся проблемы этики, нравственности и человечности. Драматическим
произведениям С.Баттала свойственны неожиданная интрига, образы, юмор, ирония.

В последние годы своей жизни писатель работал над крупным автобиографическим произведением, первая часть которого была издана в 1974 г. под названием "Пережитое" ("Баштан уткэннэр"). Автор подводит в ней итог первой половины своей жизни, рассказывает о своем селе, детстве, военной службе и творчестве, вспоминает о своих встречах с А.Фадеевым, Г.Ибрагимовым, Х.Такташем, Ш.Усмановым, А.Файзи, Папаниным, Чкаловым, Осипенко и др.

Салих Баттал - славный сын своего народа. В течение всей своей жизни он выступал за национальное возрождение, независимость своего народа и равноправие наций, в самой жесткой форме критиковал имперско-тоталитарную, антинациональную сущность существовавшего pежима.
Местная бюрократия отвечала преследованиями и запретами.

В начале 90-х гг., с началом демократических перемен, доброе имя и наследие писателя возвращаются многонациональному народу, были опубликованы поэма "Обращение к Батыю", сатирический памфлет "Я
отрекаюсь".

Народный татарский поэт Р.Файзуллин назвал С.Баттала великим талантом, гордым, независимым, верным своей чести, совести, идeaлам.

назад


Гостевая книга

©2002 Web-master R.Mir Gazu
top
Hosted by uCoz