В.И.Абрамов

ЛЕТОПИСЬ СЕЛА АЛЕКСЕЕВСКОЕ

Из летописи

"В 35 верстах от Чистополя, на левой стороне Камы, в 10
верстах от нее, раскинулось большое и промышленное село Алексеевское. Основателем его был ближний боярин,
губернатор Казанский и Астраханский, Петр Матвеевич
Апраксин, в начале 18 века построивший новую вотчину, село Алексеевское, из перевезенных сюда из других его вотчин крестьян, а по преданию и из беглых всякого звания. Этот Апраксин и был первым храмосоздателем в селе Алексеевском, на что есть следующее доказательство. 1712 года июля 14 дня управляющий новою вотчиною - селом Алексеевским (приказный - его, Апраксина, человек) Петр Басов, от имени своего господина, входил с прошением к Тихону, митрополиту Казанскому о дозволении построить новую трехпрестольную церковь в новом селе Алексеевском, для удовлетворения духовных нужд крестьян того села, на какое прошение на другой же день, т.е. 15 июля, и последовал от митрополита Тихона указ с разрешением и подробным наставлением строить
деревянный храм".

От автора

Можно прийти к выводу, что село Алексеевское было создано в 1709- 1710 гг., учитывая, что на пустом месте церкви не строились, а прошение построить в с.Алексеевское церковь было подано управляющим П.Басовым в июле 1712 г. Предлагаю читателям извлечения из указа митрополита Тихона, довольно интересные по своему стилю и содержанию.

Из летописи

"Божию милостью великий господин Преосвященнейший Тихон митрополит Казанский и Свияжский в нынешнем 1712 году июля в 14 день бил челом нам, преосвященнейшему митрополиту, ближнего болярина Казанского и Астраханского губернатора Петра Матвеевича Апраксина, новозаводной его вотчины Казанского уезда села Алексеевского, что за Камою, приказный его человек Петр Басов, оное же село Алексеевское вотчины его благородия, ближнего болярина и Губернатора Петра Матвеевича Апраксина строиться вновь и крестьяне из разных вотчин переведены и для приходу и всякого для крестьянского духовного исправления, в той вотчине имеет его пречестносгь намерение построить церковь во имя Воскресения Христова, да в приделах святых Hиколая Чудотворца, да Алексия митрополита Московского, и земли его пречестное благородие к той церкви священникам и диакону с причетники, в той своей вотчине, как настоит великого Государя указ... В селе Алексеевском достроить вновь церковь Божию во имя Живоноснаго Христова Воскресение, да в приделах иже во святых отец наших Николая Архиепископа Мирликийского Чудотворца, да Алексия митрополита Московского и всея России Чудотворца деревянную, и о строение тоя церкви и приделов дати нашу Архиерейскую
благословенную грамоту..."

Далее идет разъяснение как, строить и сколько нужно
выделить земли служителям церкви: "...И к той церкви
священнослужителям справить церковные земли и сенокосные угодья по указу великого Государя, и под тою новостроенную церковь отвести под кладбище, и священникам, и диакону с причетники селитьбы земли длиннину и поперечнику по семидесяти сажен, а пахотную землю и сенные покосы в церковные земли отвести, сверх того к усаду в ближних местах сряду, а не в розни сполна и приписать тою землю и записать в писцовой книге в церкви в церковные земли и обмежевать..."

"...А что от того церковного строения останется лесу и щеп, и тот лес скласть особо, и никому того леса на строение мирских домов не держать, кроме церковного строения, а щепы отдать просвирнице и велеть теми щепами топить печь, в которой имуть пещиса просвиры..."

От автора

По всей вероятности, этот первый храм в с.Алексеевском
выстроен и освящен не позже 1713 г. Со времени основания в селе было немало крестьян. Но и этого значительного количества крестьян было недостаточно для полного заселения и обработки всей земли в этой "новозаводной" вотчине, а потому, как известно, управляющие, конечно, не без ведома своего господина, принимали в алексеевскую вотчину всех.
Всех приютила алексеевская вотчина и всех обращала в
крепостных апраксинских крестьян, чем значительно
увеличилось село, а вместе с тем увеличилась рабочая сила.
Предание повествует даже о таком случае: Апраксин принял на жительство в село Алексеевское шайку разбойников в 40 человек во главе с атаманом по прозванию Коча, оставившим здесь после себя потомков, носивших фамилию Кочиных.

...Шайка Кочи была обращена в крепостных крестьян Апраксина. Сам Коча бежал из Алексеевского и поселился в пяти верстах от села, близ большой дороги, откуда и производил нападения на проезжающих. Вольные переселенцы (беглые сомнительного поведения, каторжники и разбойники), поселившись в селе,
днем отбывали барщину, а по ночам совершали разбойничьи набеги. Старожилы помнят, что река от Алексеевской мельничной плотины до впадения в Каму называлась Архаровка.
И это не случайно. На рубеже XVII-XVIII вв. под Москвой
многочисленная шайка во главе с атаманом Архаровым
занималась разбоем. А так как Апраксин вывел часть
крепостных крестьян из-под Москвы, то, по всей вероятности, часть архаровцев попала в с. Алексеевское.

Из летописи

"...После Апраксина помещиком Алексеевской вотчины был известный владелец чугунолитейных заводов Демидов. При нем была построена, вместо первой деревянной церкви, вторая церковь, но уже каменная, тоже во имя Воскресения Христова и с теми же придельными престолами, что видно из церковной
описи, составленной в 1845 году.

В этой записи значится, что Воскресенская каменная церковь построена в 1754 году, а в это время владел Алексеевском еще Демидов, передавший затем имение Сахарову уже в царствование Екатерины Великой.

Как при Апраксине, так и при Демидове прием в Алексеевскую вотчину вольных людей продолжался. Замечательно при этом то, что в Алексеевском селились вольные люди не только из крестьянского сословия, но и дворянского, даже и духовного, наконец и иностранцы, и все они превращались в крепостных
людей. Потомки некоторых из поселенцев существуют здесь и в настоящее время. Таковы крестьяне Ушаковы, имеющие своим родоначальником грека; Потаповы, происходящие от шведа; Собакины - от духовного лица; Кандалинцевы происходят от панка - мелкопоместного помещика, переселявшегося в с. Алексеевское из селения Кандалы Спасского уезда, Толпегины,
ведущие свою родословную от панков, двух родных братьев Кузьмы и Андрея, по прозванию "Толпыги", пришедших в Алексеевское из с.Майны под защиту сильного помещика Демидова.

...Эти панки - Кандалинцевы и Толпыги, будучи мелкими помещиками, не в состоянии были обороняться от нападения разбойников, нередко разорявших их имения, а потому сочли лучшим продать свои небольшие поместья и поступить в служение к Демидову, который первоначально дал им кое-какие должности при своем имении, а потом и записал их в свои крепостные люди,каковыми и остались они со всем своим потомством навсегда.

...О роде Толпегиных нужно заметить, что он разросся здесь к настоящему времени семей в 20 и имеет разнообразные занятия: большинство из Толпегиных пахари; но есть разные ремесленники, есть торговцы, есть и управляющие (летопись написана в конце XIX века. - В.А.).

...Кроме почтеннейшего старца Е.Т.Толпегина, много сведений для составления этой летописи мне (Нечаеву.- В.А., П.К, К.С.) сообщил другой старичок, хотя много моложе Толпегина, но по любознательности твердой памяти, имеющий много сведений из
древности, Василий Иванович Секалин.

...После Демидова Алексеевское имение перешло к Сахарову".

От автора

Во времена царствования Екатерины II даже мелкая царская челядь владела громадными состояниями. Любимица Екатерины II камер-фрау Перекусихина имела бриллиантов на 500 тыс.
рублей, а камердинер Сахаров купил себе селения на 140 тыс. рублей.

Из летописи

"...Поводом перехода имения Алексеевское от Демидова к
Сахарову было следующее обстоятельство.

По преданию, Демидов подпал под опалу высшего правительства за то, что продал несколько пушек со своих заводов в иную землю. Желая избавиться от опалы, Демидов обратился к Александру Игнатьевичу Сахарову, любимцу Екатерины Великой,
состоявшему у нее камердинером в чине полковника, и просил заступничества Сахарова перед императрицей, но с тем условием, чтобы в случае успеха ходатайства, Демидов уступит Сахарову все Алексеевское имение, если не даром, то за половинную цену. Сахарову действительно удалось исходатайствовать у императрицы помилование Демидову, который за такую услугу и передал Алексеевское имение Сахарову.

И с тех пор - с 60-х годов прошлого столетия - до
настоящего времени Алексеевским имением владеет род
Сахаровых.

назад                                                                           далее


Гостевая книга

©2002 Web-master R.Mir Gazu
top
Hosted by uCoz