Е.П.Казаков, П.Н.Старостин

В НЕЗАПАМЯТНЫЕ ВРЕМЕНА

Заселение территории Алексеевского района в древности

Просторы Закамья с очень древних пор осваивались человеком. Его привлекала земля, черная, как смола, после дождя и весеннего паводка, с особым запахом трав и хлебов. Молодые люди, живущие ныне в городах и привыкшие к современной цивилизации, не знают, сколько труда нужно вложить, чтобы вырастить хлеб. Но еще живы в селах Алексеевского района
старожилы, которые на лошадях обрабатывали землю, выращивали урожай, убирали хлеб вручную, серпами. Они помнят многое. Прожитое отразилось в архивах, сохранилось в памяти. Но главной хранительницей далекого прошлого является земля. Она свидетельница того, что во времена войн по ней неоднократно продвигались войска. Одни шли, чтобы
разорять, грабить города, захватывать пленных. Другие - чтобы прогнать пришельцев, спасти свою землю, детей, жен, стариков, имущество... И только одной группе людей земля готова рассказать обо всем, что было здесь в очень давние времена. Это археологи. Основными объектами их изучения являются археологические памятники - места, связанные с деятельностью древних людей: стоянки, городища, селища, могильники, святилища, рудники и др.

Край привлек внимание исследователей еще в XVIII в. Уже в то время на Билярское городище обратили внимание В.Н.Татищев - известный государственный деятель и историк, Н.П.Рычков - путешественник и историк. Позднее (до семидесятых годов XIX в.) эта территория осматривалась краеведами Н.Рябушкиным, А.Виноградовым, Н. Толмачевым и
др. Археологические памятники района нашли отражение в работах К.И.Невоструева и С.М.Шпилевского. С конца семидесятых годов XIX в. большую роль в их сохранении
играло Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете. В конце XIX - начале XX вв. много древних вещей было приобретено купцом В.И.Заусайловым и казанским краеведом А.Ф.Лихачевым. В начале XX в. разные исследователи в рассматриваемом регионе вели исследовательские работы. Особый размах приобрели они в 60-е годы нашего столетия.
Началом послужили широкие разведки (работы Т.А.Хлебниковой, Е.П.Казакова, П.Н.Старостина, Р.Г.Фахрутдинова, Р.С.Габяшева и других). В 1961 г. Т.А.Хлебниковой проводились раскопки на Алексеевском городище, давшем много оригинальных материалов о жизни булгар домонгольского времени. В 1963 г. А.Х.Халиковым исследована интересная
стоянка эпохи неолита (Лебединская стоянка II). С начала 60-х годов казанскими археологами проводились регулярные обследования археологических памятников в зоне водохранилища Куйбышевской ГЭС.

В 1967 г. под руководством А.Х.Халикова начала работу Билярская археологическая экспедиция. Ею проведены раскопки на многих объектах, выявлены остатки древних зданий домонгольского периода, ремесленные центры, кладбища.
Огромный вещевой материал получил освещение в работах А.Х.Халикова, Е.А.Халиковой, Ф.Ш.Хузина и других исследователей. Многие вскрытые экспедициями объекты музеефицированы. На базе полученных материалов образован Билярский музей. В последние годы на территории древнего Биляра был создан заповедник.

В исследованиях памятников в зоне водохранилища, а также строительства моста через Каму принимают участие К.Э.Истомин, К.А.Руденко, В.Н.Марков, А.А.Чижевский,
Е.А.Беговатов и другие. Экспедициями открыты уникальные могильники эпохи неолита и раннего железного века, получены интересные материалы на поселениях волжских булгар,
исследован языческий могильник XIII-XIV вв. н.э.

Для сохранения археологических материалов района многое сделали местные краеведы В.И.Абрамов, А.И.Мильков. Ими собраны обширные коллекции древних вещей, на базе которых созданы районный краеведческий музей и музей в средней школе поселка Алексеевское.

Многими поколениями археологов на территории района зафиксировано около 500 археологических памятников, датируемых начиная с эпохи мезолита и кончая поздним
средневековьем. Некоторые из памятников, такие, как Билярское городище и Большетиганский могильник, получили всемирную известность. Материалы памятников Алексеевского района бесценны при изучении истории народов, живущих в регионе (русских, татар, чувашей, мордвы). К сожалению, состояние многих объектов вызывает тревогу. Практически уничтожены стоянки мезолита и неолита в долине реки Камы. Погибло Алексеевское городище. В 60-е годы, когда появилась мощная землеобрабатывающая техника, началась распашка курганных могильников. Еще в 1962 г. на территории, прилегающей к Билярскому городищу, величественно возвышались курганы, насыпанные далекими предками более трех тысяч лет назад. В последующие годы многие из них почти полностью сравнялись с окружающей поверхностью. Цивилизованный мир аналогичные объекты охраняет как часть
общечеловеческой культуры.
Имеющиеся ныне материалы позволяют утверждать, что люди на территории современного Алексеевского района впервые появились около ста тысяч лет тому назад - в эпоху, называемую средним палеолитом. Памятники этого времени на территории района не обнаружены, но зафиксированы на сопредельных территориях. Так, на территории Лаишевского района близ бывших сел Мысы и Мансурово были найдены кремневые изделия, относимые специалистами к указанному периоду. Общепризнано, что основным занятием человека той далекой эпохи были охота и собирательство. Поэтому вполне вероятно, что жизнедеятельность населения не могла ограничиваться рамками одной местности.

Климатические условия той далекой эпохи были довольно суровыми. Значительные пространства севера Европы покрывали ледники. Наша территория напоминала тундру. Здесь обитали мамонты, шерстистые носороги, гигантские олени, дикие лошади и другие животные. Останки их костей найдены и в ряде мест Алексеевского района. Большинство исследователей считает, что человек той эпохи был неандертальцем (по находке в местечке Неандерталь на территории Германии). Внешне он отличался от современных людей. У него был низкий покатый лоб, выступающие надбровные дуги и почти отсутствовал подбородочный выступ. Довольно примитивными, по-видимому, были его мыслительные
способности и слабо развита речь. Но эти люди уже могли добывать огонь, строить жилища, шить одежду. Это позволяло им выживать в суровой по климатическим условиям зоне.

Не открыты пока на территории района памятники эпохи верхнего палеолита. Но думается, это дело времени. В эпоху верхнего палеолита человек вышел на побережье Ледовитого океана. Однако это уже был человек современного физического типа (homo sapiens - человек разумный). Oн имел разнообразный набор орудий труда из камня и кости (ножи,остроконечники, скребки, проколки, топоры, провертки и др.). Ледники к тому времени сократились в размерах, но климат по-прежнему был очень холодным. Основные занятия
людей не изменились. Главным объектом промысла, по-видимому, был мамонт. Одолеть это животное мог только коллектив, загнав его в расщелины или замаскированные ямы.

На территории Татарстана поселения и мастерские эпохи верхнего палеолита зафиксированы в низовьях Камы и прилегающих частях Волги. Остатки верхнепалеолитических погребений выявлены в верховьях р.Белой. Там же на территории Башкортостана в Каповой (Шульган таш) пещере открыты рисунки эпохи верхнего палеолита (изображения мамонта, нерстистого носорога, дикой лошади). Все это было присуще людям, проникшим и на территорию современного Алексеевского района. К более позднему времени, называемому
в археологии мезолитом (среднекаменным веком, 12 -7 тыс. лет тому назад), относится несколько стоянок в Алексеевском районе (I и II Нижнемарьянские, Ивановская 1а). К сожалению, культурные напластования данных поселений смыты водохранилищем Куйбышевской ГЭС, поэтому археологам на размытой поверхности удалось собрать лишь кремневые изделия. Наборы кремневых предметов из мелких пластин, а
также отсутствие геометрических форм позволяют отнести данные стоянки к камской мезолитической культуре.
Со временем природные условия стали близкими к современным: растаял ледник, сформировались долины рек. Вместе с изменениями климата изменился животный мир: исчезли крупные животные (мамонт и шерстистый носорог). Это привело к новым
способам охоты: стали широко применяться луки и стрелы. С эпохой мезолита связано распространение лова рыбы сетями, заколами, вершами, гарпунами. Широко стали использоваться лодки, лыжи, сани. Основными жилищами той эпохи были землянки и полуземлянки. На территории района имеется серия стоянок, относящаяся к еще более позднему времени, называемому неолитом (новокаменным веком, 5-3 тыс. лет до
н.э.). В это время получила широкое применение глиняная посуда, обычно называемая археологами керамикой. Она давала возможность надежнее хранить продукты и готовить пищу.
Южнее в период неолита стали распространяться земледелие и скотоводство. Но наш регион оставался зоной традиционных занятий - охоты, рыбной ловли и собирательства. Основная часть памятников эпохи неолита, зафиксированных в основном по левому берегу Камы и в устьях ее притоков, относится к камской неолитической культуре. По Малому
Черемшану неолитических стоянок не выявлено. К сожалению, основная часть неолитических поселений разрушена Куйбышевским водохранилищем. Все же обследованием 60-х годов удалось собрать ценные материалы к северу от пос.Алексеевское в урочище Березовая Грива, а также в районе бывших деревень Кузькино, Чувкультура, Лебедино.
Летом 1963 г. на Лебединской II стоянке под руководством А.Х.Халикова проводились значительные раскопки, выявившие остатки жилищной постройки полуземляночного типа и ряд
интересных материалов. Постройка имела подчетырехугольную в плане форму, два выхода и очаги на земляном полу. На дне котлована - остатки столбовых ям. Судя по ним, стены жилища
забирались в столбы, крыша была двускатной.

Основная часть вещевого материала рассматриваемого жилища - фрагменты лепных остродонных сосудов красноватого цвета с гладкой поверхностью, покрытых оттисками гребенчатого штампа. Каменный инвентарь со стоянки представлен скребками, наконечниками стрел, проколками и другими орудиями (рис.1). Другая группа неолитических стоянок характеризуется наличием посуды с накольчатой орнаментацией.
В III тысячелетии до н.э. на территории нынешнего Алексеевского района начинают распространяться металлические орудия. Первоначально они изготавливались из легко поддающейся обработке меди. Позднее их сменили изделия из бронзы (сплав меди и олова). Эпоха развитой бронзы охватывает II тысячелетие до н.э., первая половина которого в Татарстане изучена слабо. К данному времени можно отнести только XIII Лебединскую стоянку, изученную Е.П.Казаковым в 1973 г. Она располагалась на острове в 7 км
к западу от с.Лебедино. На размытой водой поверхности собраны два бронзовых ножа, гранитный молот, кремневые тесла, скребки, а также обломки лепной посуды, украшенные резным, гребенчатым и ямочным орнаментом. Материал памятника близок к древностям полтавкинской культуры, которая в рассматриваемое время занимала южные районы
Восточной Европы. К середине II тысячелетия до н.э. относится распространение на землях рассматриваемого района предметов балановской культуры. Эта общность, выразительная по материалу, занимала широкую территорию в Верхнем и Среднем Поволжье.
Ее западные границы находились в Предволжье Татарии. Сама культура входит в семью родственных так называемых "культур боевых топоров", широко распространенных в Европе.
Обломки лепных, тонкостенных балановских сосудов репообразной формы с изящным мелкогребенчатым орнаментом найдены в пойме Камы на месте расположения VII Кузькинской (П.Н.Старостин, 1965 г.) и Базяковских стоянок. Кроме того, к этой культуре относятся диоритовые или гранитные топоры, имеющие своеобразную, так называемую ладьевидную, форму. Таких находок достаточно много и они часто входят в коллекции школьных музеев.

Начиная с XVI-XV вв. до н.э. на данную территорию с юга неоднократно проникали новые племена эпохи бронзы. Как правило, они представляли население обширных
культурно-исторических общностей, занимавших обширные степные и лесостепные пространства Восточной Европы и соседствующие регионы Азии. Это были скотоводы, которые принесли в закамские районы Татарстана новые элементы высокоразвитой культуры. Их основным богатством были стада крупного рогатого скота и лошадей. Высокого уровня достигала бронзоделательная и кремневая индустрия.
Пришельцы освоили все земли, где была возможность для выпаса их многочисленных стад, в первую очередь долины рек с богатыми травяными угодьями. Использовали они и
междуречья, и степные просторы, где имелись хотя бы небольшие речки для водопоя скота. Характерные памятники скотоводов - курганы, под которыми они хоронили умерших
сородичей. Такой тип могильников возник в южных степных областях и был привнесен в 3aкамье.
Первой наиболее изученной культурой данной эпохи на территории района является срубная. Она получила свое название от специфичных подкурганных захоронений, которые совершались в срубах, сооружаемых в могильных ямах. Памятники срубной культуры распространены на огромной территории от Причерноморья на западе до Южного Урала на востоке и от Нижнего Поволжья на юге до Прикамья на севере.
На стык Волги и Камы срубники пришли в середине II тыс. до н.э. В Закамье северной границей их обитания стала Кама. Всего на территории республики насчитывается 500 памятников этой культуры. Одним из наиболее насыщенных ими регионов является Алексеевский район. Здесь выявлено около 130 памятников: стоянок, могильников, местонахождений. 80 процентов из них находятся на останцах и склонах коренной
террасы левого берега Камы, несколько селищ - в верхнем и среднем течении Шенталы и Курналки, а остальные - в южной части района, в бассейне Малого Черемшана, преимущественно в округе Билярского городища. Срубное население стремилось селиться у богатой травами широкой долины Камы. Наблюдается и определенная локализация памятников в той или иной местности, хотя, может быть, это объясняется степенью
изученности. Так у с.Балахчино обнаружено 8 памятников, у райцентра - 15.

Срубные памятники имеют яркий и выразительный комплекс, благодаря которому они легко выделяются среди других культур. Вся керамика - с примесью обожженной глины,толстостенная, украшенная широкозубчатой гребенкой, резными линиями или неровными ямками. Характерны бронзовые ножи, а также изделия из кремня.

На территории района изучено 5 срубных могильников. Так, в 1978 г. сотрудниками Билярской экспедиции при раскопках кургана было вскрыто 3 погребения, сопровождаемых срубными горшками. Остальные могильники обнаружены в зоне водохранилища и сильно разрушены водой. Самый крупный из них исследован Е. П. Казаковым в 1964 г. на территории бывшей деревни Нижний Марьян. Здесь на месте смытого водохранилищем кургана на округлой площади в 16 кв.м изучено 18 погребений. Костяки в них, ориентированные
головой на север, были положены на бок (рис.2) и сопровождались плоскодонными горшками и банками. В центральной части могильника располагались жертвенные ямы со следами костров.

На некоторых стоянках прослеживаются и котлованы срубных жилищ, однако раскопки их не производились. Одно из жилищ прослежено в обнажении левого берега р. Шентала близ с.Речное. От него сохранился котлован длиной 20 и глубиной 1 м. Очевидно, жилища были большими, для нескольких семей, и для защиты от холода в суровые зимы имели вид полуземлянок.
Многие памятники эпохи бронзы из зоны водохранилища отнесены к приказанской культуре. Однако ее существование необоснованно растянуто почти на тысячелетие. На таком протяжении невозможно было сохранение одних и тех же элементов культуры, поэтому А.Х.Халиков выделил четыре этапа. Памятники балымско-карташихинского этапа (третья четверть II тыс. до н.э.) в культурном отношении одинаковы с древностями черкаскульской культуры, памятники которой первоначально были распространены в Уральском регионе.
Однако в третьей четверти II тыс. до н.э. эта культура уже охватывала широкую зону лесостепи и южные лесные районы от Среднего Зауралья до Среднего Поволжья. Покойников это население хоронило под небольшими курганами, ориентировав головой на восток. Погребения обычно сопровождались сосудами. Как и срубная, черкаскульская посуда плоскодонная,
горшковидная или баночная по форме. Однако она более тонкостенная, имеет примеси толченой раковины в тесте и украшена мелкогребенчатым и резным орнаментом.
Остатки таких захоронений изучены А.А.Чижевским в 1996-1997 гг. на Мурзихинском могильнике.
В зоне водохранилища известны десятки разрушаемых водой черкаскульских поселений. Хорошо сохранившиеся стоянки выявлены в 1977 г. по левому берегу Шенталы в 3 км к юго-востоку от с. Речное. Они имеют культурный слой мощностью 60-70 см.

Слабо исследованы в районе памятники заключительных этапов эпохи бронзы. К этому времени относится появление нового населения, для которого характерны бронзовые изделия, круглодонная керамика с резным орнаментом. Последнюю А.Х.Халикор включал в атабаевский и маклашеевский этапы приказанской культуры. Стоянки с подобной посудой
достаточно многочисленны (около 60 памятников) в пойменной части Камы на территории Алексеевского района. Однако широкие раскопки проведены сотрудниками Министерства
культуры Татарстана только на стоянке Песчаный остров в низовьях Курналки в 1992-1994 гг. При этом обнаружена так называемая "воротничковая" посуда с крестообразными насечками и маклашеевская посуда, которую В.Н.Марков с достаточным основанием относит уже к раннему железному веку.

Более 20 памятников в зоне водохранилища в пределах района относятся ко всемирно известной ананьинской культуре раннего железного века. Среди них преобладают селища, однако есть и могильники. На размытых поселениях собрана лепная круглодонная керамика с примесью толченой раковины, украшенная шнуровой и гребенчатой орнаментацией. На могильниках (III Нижнемарьянский, II Базяковский, I, II Мурзихинский) встречен разнообразный материал из керамики, бронзы, костяных изделий. Особенно богатые вещевые
комплексы происходят из Мурзихинских могильников, также разрушаемых водохранилищем. Сборы материалов из размытых погребений производились различными
исследователями в 1966-1984 гг. В последние годы здесь стали производиться широкие раскопки К.А.Руденко, В.Н.Марковым, А.А.Чижевским. Получены богатые материалы по погребальному обряду ананьинского населения, интересной чертой которого является сооружение каменных стел над погребениями.

Памятники послеананьинского времени (с VI в. до н.э. до первых столетий н.э.) на территории Алексеевского района не выявлены. Аналогичная картина фиксируется и на других территориях Нижней Камы. Причины этого объяснить трудно. А.Х.Халиков был склонен считать, что это произошло после сильного землетрясения. Возможно также, что данные земли находились под контролем южных кочевников, которые использовали их в основном в летнее время.
К азелинской культуре относятся остатки поселений и могильнике на левом берегу Камы от устья р.Ахтай до р.Шенталы (первые века н.э.) Название связано с могильником на р.Шошме у с.Азелино Малмыжского района Кировской области. Основная часть населения азелинской культуры в III-VII вв. н.э. проживала на территории Волго-Вятского междуречья. Исследователи считают, что эти племена были финно-угорскими (далекими предками марийцев и удмуртов), занимались скотоводством, знали земледелие, значительное
место в их хозяйственной деятельности занимали охота, рыбная ловля и собирательство. На правом берегу Камы, в Лаишевском и Рыбно-Слободском районах, выявлены и раскопаны могильники этой культуры с разнообразными вещевыми материалами (орудиями труда, оружием, принадлежностями костюма, посудой). Часть этого населения, видимо,предпринимала попытки освоения земель левого берега Камы, о чем свидетельствуют находки около д.Березовая Грива, бывшей д. Кузькино. Так, на поверхности Кузькинского селища
найдены обломки глиняной лепной круглодонной посуды с примесями толченых раковин. По горловинам некоторых сосудов встречены ямочные вдавления. Здесь же летом 1965 г. найдена бронзовая ажурная двуглавая коньковая привеска, близкая по форме и технике изготовления к привескам из азелинских могильников. Остатки бронзовых сапожковидных накладок и круглая бляха-застежка из бронзы были найдены около д.Березовая Грива. Обломки подобных застежек и других мелких украшений в разные годы казанскими археологами фиксировались на месте бывшей деревни Мурзиха, около паромной переправы. Большое число их позволяет предполагать, что они происходят из разрушенных погребений.

В V в. н.э. племена азелинской культуры отошли в более северные районы Волго-Вятского междуречья. То было следствием прихода нового населения - племен так называемой именьковской культуры (название дано по городищу около с.Именьково Лаишевского района). Носители именьковской культуры широко расселились на Нижней Каме, Средней Волге, Свияге и Суре. Памятники этой культуры представлены городищами, селищами и могильниками. Четыре именьковских селища зафиксированы около с.Мокрые Курнали, два - в
окрестностях поселка Алексеевское, есть памятники близ Березовой Гривы и Родников. Около д.Березовая Грива давно известно городище, нередко называемое Дворцом Ермака или Сковородой. О нем писали исследователи еще в XIX в. Памятник делится на малое и большое городища. Малое, залесенное, ограждено кокошниковидным валом высотой 4,5 м, шириной в основании около 20 м и рвом глубиной около 4 м. Оно обследовалось лишь разведочно. При этом была собрана керамика именьковского облика - обломки плоскодонных лепных сосудов грубой выделки, без орнамента. По своим размерам, форме вала городище сходно с другими городищами именьковской культуры. В домонгольское время его использовали волжские булгары: они оградили валом и рвом дополнительную площадку
с напольной стороны.
Селища именьковской культуры в рассматриваемом районе имеют довольно большие размеры. Например, площадь Мокрокурналинского II селища составляет 350 х 400 м,Мокрокурналинского III - 350 х 50 м. На поверхности некоторых селищ заметны следы жилищной впадины. Хотя раскопки на поселениях данного типа в Алексеевском районе специально не проводились, имеющиеся материалы позволяют утверждать, что жилищами рассматриваемого поселения были землянки и полуземлянки.

Основными занятиями этих племен были земледелие и скотоводство. Землю обрабатывали плугами и сохами с небольшими железными наконечниками. В качестве уборочных орудий применялись железные слабоизогнутые серпы и косы-горбуши (рис.5). Для размола зерна использовались ручные жернова и зернотерки. Зерно, судя по имеющимся материалам, обычно хранилось в земляных ямах. Выращивали просо, пшеницу, полбу, гречиху, рожь, овес и другие культуры. На втором месте стояло скотоводство. Разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней, мелкий рогатый скот. При раскопках обнаружены кости верблюда. По-видимому, этих животных приводили с караванами с юга.

Именьковские племена охотились на лося, медведя, кабана, а также мелких пушных зверей. Для охоты могли использоваться луки со стрелами, копья, всевозможные ловушки, капканы и другие приспособления. Но роль охоты уже не была ведущей. Заметное место занимала рыбная ловля. Половину вылавливаемой в Волге и Каме рыбы составляли осетровые (беллуга, осетр, стерлядь). Орудиями лова служили сети, гарпуны, крючки и другие снасти и приспособления.
На поселениях именьковской культуры обнаружены остатки сыродутных горнов для получения железа из болотной руды. При раскопках найдены куски слитков железа (крицы),полученного в горнах, а также многочисленные кузнечные инструменты и готовые изделия (рис.5). Анализ железных изделий показал, что племена были знакомы с получением
стали и довольно сложной технологией изготовления железных орудий труда, оружия и других предметов. Есть основание утверждать, что во многих поселениях именьковской культуры были мастера, готовившие предметы не только для себя, но и для широкой округи. В низовьях р. Бездна на Щербетьском островном селище найдены остатки мастерских, связанных с
отливкой из цветного металла украшений и принадлежностей костюма. Около ошлакованных очагов обнаружены тигли для плавки металла, литейная форма, а также слитки металла.

Основной погребальный обряд племен именьковской культуры характеризуется сжиганием умерших в полном одеянии, помещением останков сожжения в небольшие ямы, наличием глиняных сосудов. Среди пережженных останков встречаются побывавшие в огне пряжки, поясные накладки, стеклянные бусы, а также обломки ножей, шильев, пряслица. В последние
годы Е.П.Казаковым выявлены также погребения с обрядом трупоположения, что является следствием контактов именьковского населения с другими племенами. В 1985 г. Е.А.Беговатовым в 2 км к западу-юго-западу от д.Березовая Грива на надпойменном песчаном возвышении были зафиксированы остатки погребения, содержащего пережженные
человеческие кости, бронзовую побывавшую в огне, пряжку и плоскодонный горшок.

Долгое время между исследователями шли дискуссии о происхождении данного населения, его этнической принадлежности. Ныне большинство археологов полагает, что происхождением данные племена связаны со славянами Приднепровья. Судя по имеющимся материалам, рассматриваемое население в конце VII века н. э. ушло в более западные районы.

Поворотным моментом в древней истории Татарстана стало образование первого в регионе государства - Волжской Булгарии. Эта страна добилась высокого уровня развития культуры, сопоставимой с передовыми цивилизациями Востока и Запада. Существенно возросла плотность населения. Основой хозяйства стали не только земледелие и животноводство, как
у именьковских племен, но и развитое ремесло. А это привело к росту торговли. Одной из наиболее населенных и развитых частей Волжской Булгар являлась территория современного Алексеевского района, в южной части которой находился город Биляр - один из столичных центров страны.
Предпосылкой образования государства, формирования на его пространстве нового народа - волжских булгар - опять-таки стали миграционные процессы, вызванные эпохальными политическими событиями. По данным археологических материалов, отмечаются две волны массового переселения в Среднее Поволжье тюркоязычных булгар из районов салтовской
культуры: в конце VIII в. и в 60-е годы Х в. Приход сюда приуральских угров происходил также двумя волнами: во второй трети IX в. ив конце Х в.

Пришлые племена были типичными кочевниками. Они поселились на землях, которые еще за сотню лет до этого освободились от оседлого земледельческо-скотоводческого именьковского населения. На новом месте пришельцы в IX -начале Х в. продолжали вести кочевой образ жизни, однако во второй-третьей четверти Х в. постепенно перешли к оседлости. Мусульманство вытесняет язычество. Эти процессы завершились в 60-70-е гг. Х в., когда из районов гибнущей как государство Хазарии в Волжскую Булгарию переселяются
новые группы булгар с глубокими земледельческими и ремесленными навыками. С этого времени появляется основная масса постоянных поселений волжских булгар, мусульманские могильники в тех проявлениях, которые мы знаем относительно всего домонгольского периода.

Таким образом, заселение и освоение территории нынешнего Алексеевского района в древности было связано с неоднократным переселением сюда, преимущественно с юга и востока, новых племен. Они привносили элементы культуры народов, проживавших на широких пространствах Восточной Европы и Азии.

далее


Гостевая книга

©2002 Web-master R.Mir Gazu
top
Hosted by uCoz